Из чего состоит цена бензина в рф

 

О том, что входит в стоимость бензина, – в материале «АиФ-Нижнее Поволжье». Средняя цена на бензин в различных регионах России в 2022 году. Сравнительная таблица внутреннего рынка и с другими государствами Европы.

Внутренний рынок топлива РФ: цены в регионах и особенности их формирования

Производство топлива состоит из множества процессов, позволяющих не только очистить сырую нефть от различных примесей, но и получить отличное топливо. Качество бензина характеризуется размером октанового числа. В зависимости от его величины, готовая продукция подразделяется на марки, наиболее популярными из которых служат А-98, А-95 и А-92.

Цены на бензин в разных городах России

В зависимости от размера октанового числа изменяется стоимость топлива, что является вполне логичным процессом. Как правило, его средняя цена определяется по марке А-95, которая является наиболее востребованной на топливном рынке.

В целом, диапазон цен на бензин в России имеет существенный разброс. При этом основной вектор цен остается неизменным в рамках всей страны. Однако по регионам он может колебаться в пределах 3-5 рублей в обе стороны.

Подобные изменения обусловлены множеством различных факторов, но наибольшую роль в увеличении стоимости топлива в регионах играет транспортная составляющая.

Удаленность от производства способствует повышению розничной цены цен на топливо. Также определённую роль в этом процессе играет покупательский спрос, который способствует созданию дефицита, и конкретный производитель.

Таблица: цены на бензин во всех регионах Российской Федерации (выражено в российских рублях)





Приведённый выше рейтинг показывает, что наиболее дешевый бензин в Омске и Челябинске, что обусловлено хорошим транспортным сообщением и наличием нефтеперерабатывающих предприятий.

Самое дорогое топливо в Крыму, который отрезан от основной материковой части страны. При этом качество горючего находится на одном уровне и увеличение стоимости не означает, что определённая марка бензина является лучшей среди остальных.

Налоги на бензин

Налоги на бензин

Их мягко сказать немало, причем они отъедают «львиную долю» стоимости бензина, постараюсь перечислить по пунктам:

  • Налог на прибыль – (от стоимости бензина) – 4,8%
  • Акциз – 12%
  • НДС – налог на добавочную стоимость – 15,3%
  • НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых – 16,9%

Если подбить по общему процентному соотношению 4,8 + 12 + 15,3 + 16,9 = 49%.

<pre> </pre>

Из чего складывается цена на жидкое топливо

Тарифообразование абсолютно обосновано напрямую зависит от рыночной цены на нефть. При этом состав цены на бензин в России по состоянию на включает 71,27% налогов (налог на добычу полезных ископаемых – 30,65%, акциз – 22,34%, НДС 18, 31%). Налоги обладают определяющей степенью влияния на стоимость топлива на рынке, государство играет весомую роль в процессе ценообразования. Полные данные по составу стоимости приведены в таблице ниже.

Отечественные компании нефтяной отрасли получают прибыль фактически исключительно на внешнем рынке, экспортируется более 75% добычи нефти. Реализация внутри страны продукции часто почти неприбыльна — не более 1,6 % или вообще убыточна. Вертикально-интегрированным компаниям (ВИНК), крупным игрокам рынка, Татнефть, Газпромнефть, Роснефть, Башнефть, Лукойл, Сургутнефтегаз, и прочим, при определенных условиях выгоден экспорт не переработанного продукта, а просто сырья, например при росте цен на нефть.

Объем таких сделок может достигать 17,5 % от общей добычи нефти компаниями. Не эффективно торговать с убытком на внутреннем рынке, если есть возможность продать дороже на другом рынке. Чем меньше топлива на рынке, тем выше цена.

Простые граждане желают покупать бензин недорого, при этом бюджет пополняется налогами, в частности — такими как входящие в состав цены автомобильного топлива НДС, акцизы и НДПИ.
Мнение экспертаТамара ТкачёваЭкономистТаким образом, имеется конфликт интересов государства, вертикально-интегрированных компаний и рядовых потребителей внутреннего рынка. При этом, регулирование ситуации осуществляется увеличением одних налогов для ВИНК (акцизы), удалением других (с отменена пошлина при экспорте), выдачей субсидий.

Налоги на бензин

Налоги на бензин

Их мягко сказать немало, причем они отъедают «львиную долю» стоимости бензина, постараюсь перечислить по пунктам:

  • Налог на прибыль – (от стоимости бензина) – 4,8%
  • Акциз – 12%
  • НДС – налог на добавочную стоимость – 15,3%
  • НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых – 16,9%

Если подбить по общему процентному соотношению 4,8 + 12 + 15,3 + 16,9 = 49%.

Всех без разбора

Все началось с возрождения в Советском Союзе паспортной системы, отмененной после революции 1917 года. Руководство большевиков намеренно отказалось тогда от паспортов как средства контроля за передвижениями населения внутри страны. Считалось, что советский человек может жить и работать, где посчитает необходимым.

Аркадий Шайхет/МАММ/МДФ/

На деле же получилось, что массы крестьян, испытав на себе все тяготы советской экономической политики (борьба с зажиточным крестьянством и частной собственностью, создание коллективных хозяйств и т.д.), потянулись в города в поисках лучшей жизни. Это в свою очередь создало там острый дефицит свободной недвижимости, столь необходимой для размещения главной опоры власти — пролетариата.

Именно рабочие стали основной массой населения, которой с конца 1932 года начали активно выдавать паспорта. Крестьянство (за редким исключением) на них право не имело (вплоть до 1974 года!).

Вместе с введением паспортной системы в крупных городах страны проводилась зачистка от «нелегалов», не имевших документов, а следовательно и права там находиться. Кроме крестьян задерживали всякого рода «антисоветские» и «деклассированные элементы». К ним принадлежали спекулянты, бродяги, нищие, попрошайки, проститутки, бывшие священники и другие категории населения, не занятые в общественно полезном труде. Их собственность (если таковая имелась) реквизировалась, а сами они отправлялись в специальные поселения в Сибирь, где могли бы трудиться на благо государства.

МАММ/МДФ/

Руководство страны полагало, что убивает тем самым двух зайцев. С одной стороны, очищает города от чужеродных и враждебных элементов, с другой — заселяет почти безлюдную Сибирь.

Сотрудники милиции и службы государственной безопасности ОГПУ столь рьяно вели паспортные облавы, что, не церемонясь, задерживали на улице даже тех, кто получил паспорта, но в момент проверки не имел их на руках. В числе «нарушителей» мог быть студент, направлявшийся в гости к родственникам, или водитель автобуса, вышедший из дома за сигаретами. Арестовали даже начальника одного из отделений московской милиции и обоих сыновей прокурора города Томска. Отцу удалось их быстро вызволить, но далеко не у всех взятых по ошибке нашлись высокопоставленные родственники.

Тщательных проверок «нарушителям паспортного режима» не устраивали. Практически сразу их признавали виновными и готовили к отправке на трудовые поселения на восток страны. Особый трагизм ситуации добавлял тот факт, что вместе с ними в Сибирь отправляли и уголовников-рецидивистов, подлежащих депортации в связи с разгрузкой мест заключения в европейской части СССР.

«Остров людоедов»

Первые случаи каннибализма на Назинском острове произошли уже на десятые сутки пребывания там репрессированных. Черту переступили находившиеся среди них уголовники. Привычные выживать в суровых условиях, они сколачивали банды, которые терроризировали остальных.

Государственный исторический музей Южного Урала/

Жители близлежащей деревни стали невольными свидетелями творившегося на острове кошмара. Одна крестьянка, которой в ту пору исполнилось всего тринадцать лет, ]]>вспоминала]]>, как одну красивую юную девушку обхаживал один из охранников: «Когда он ушел, люди схватили девушку, привязали ее к дереву и зарезали, съев все что смогли. Они были голодны и хотели есть. По всему острову можно было увидеть, как человеческое мясо рвут, режут и развешивают на деревьях. Поляны были завалены трупами».

«Я выбирал таких, которые уже не живые, но еще и не мертвые», — ]]>показал ]]>позже в ходе допросов обвиненный в каннибализме некий Углов: «Видно же, что доходит, через день-два все равно дуба даст. Так ему ж легче умереть будет... Сейчас, сразу, не мучиться еще два-три дня».

Другая жительница деревни Назино Феофила Былина ]]>вспоминала]]>: «На квартиру к нам попадали высланные. Однажды побывала у нас и старушка со Смерть–Острова. Ее везли этапом... Я увидела, что у старушки на ногах срезаны икры. На мой вопрос она ответила: «Это мне на Смерть–Острове отрезали и зажарили». Вся мякоть на икрах была срезана. Ноги от этого мерзли, и женщина обертывала их тряпками. Она самостоятельно двигалась. Выглядела старухой, но в действительности ей было 40 с небольшим лет».

Александр Родченко/МАММ/МДФ/

Спустя месяц изголодавшиеся, больные и измучившиеся люди, перебивающиеся редкими крошечными продовольственными пайками, были эвакуированы с острова. Однако бедствия для них на этом не закончились. Они продолжали умирать в неподготовленных холодных и сырых бараках сибирских спецпоселений, получая там скудное пропитание. В общей сложности за все время долгого путешествия из шести тысяч человек в живых осталось чуть более двух тысяч.

Переработка на НПЗ

Переработка на НПЗ

Как вы поняли на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), происходит трансформация сырой нефти до конечных продуктов. В первую очередь, это:

  • Бензин
  • Дизель
  • Керосин
  • Прочие химические объекты

Под прочими я понимаю, действительно множества химических объектов и соединений. Как следствия эти вещества применяются даже в легкой  промышленности, производят искусственные ткани и различные пластмассы.

Как я уже писал сверху, есть всего два процесса – это метод прямой перегонки, а также методы различных «крекингов».

Несмотря на сложность заводов – методов переработки, НПЗ закладывают в бензин всего – 6 % от стоимости литра.

Рыночная стоимость топлива: основные критерии и их характеристика

Стоимость литра бензина в нашей стране является одной из самых низких в Европе. Изменяется она несущественно и чаще всего в большую сторону. Казалось бы, для этого нет абсолютно никаких предпосылок, поскольку огромные объёмы добываемой нефти должны способствовать снижению цены для рядовых потребителей.

Однако формирование окончательной стоимости является сложным процессом, включающим в себя множество факторов и требующим учёта огромного количества информации. Главными критериями ценообразования по отношению к топливу являются следующие факторы:

  • себестоимость добычи;
  • транспортные расходы;
  • расходы на обслуживание и эксплуатацию магистралей;
  • рыночная стоимость нефти на международном рынке.

Формирование цен на бензин

Именно эти 4 фактора являются определяющими и в наибольшей мере сказываются на отпускных ценах для рядовых потребителей внутри нашей страны.

Кроме того, существенную роль в этом процессе играют темпы экономического развития государства и его политическая стабильность. В последние годы Россия переживает экономический спад, что сказывается не только на благосостоянии её граждан, но и провоцирует рост цен на бензин. Из второстепенных факторов можно выделить сезонность и удалённость от нефтеперерабатывающих предприятий.

Себестоимость бензина в Российской Федерации является относительно небольшой, по сравнению с другими европейскими государствами, у которых нет своих сырьевых источников. Благодаря обширным запасам нефти, развитости добывающей отрасли и большому количеству скважин цена барреля сырой нефти в нашей стране является одной из самых низких в мире. Так почему же в России настолько дорогой бензин?

Прогноз цены на бензин в 2022 году: последние новости

Исходя их выше сказанного, повышение цен на бензин в 2022 году будет достаточно реально. Минэнерго, Минэкономразвития и правительство обещают невысокий рост, не более 50 рублей за литр в настоящем году, в соответствии с ожидаемой инфляцией, однако 2022 год показал увеличение цены на бензин по данным Росстата на 9,4%, опередив её темпы.

Мировые цены на нефть не показывают роста, наблюдается сильное снижение после скачка в октябре 2022 года, что частично подтверждает заверения ответственных лиц в плавном и невысоком движении цен на внутреннем рынке автомобильного топлива 2022 года.

Некоторые СМИ опубликовали достаточно пессимистичные прогнозы по ситуации, предположив возможность подорожания до 90 рублей за литр. Основание для таких утверждений – недостаточные возможности влияния на рынок нефтепродуктов, общая экономическая ситуация в России с учетом введения нового пакета западных санкций в 2022 году.

Текущие условия диктуют неизбежность поднятия цен на бензин в 2022 году — таково мнение представителей Российского топливного союза, некоторых экспертов-аналитиков и нефтяников.

Каковы последствия повышения стоимости топлива

Если задать такой вопрос даже не экономисту или финансисту, а самому обычному потребителю, то можно предположить ответ «все подорожает». И это достаточно реалистично.

Затраты на топливо занимают порядка 30% от расходов логистических компаний, любую продукцию нужно доставить до потребителя, продовольственные товары, молоко, мясо, овощи и пр. первыми попадут под удар. Увеличение транспортных расходов вызывает повышение цен на товары повседневного спроса.

Обычно подъем тарифа на ГСМ является катализатором инфляции, что хорошо заметно по её коэффициенту, при заметном и длительном росте возможно существенное подорожание продуктовой корзины.

Например, в 2022 году выросла цена на мясо кур до 20%, возможно, рост ГСМ оказал соответствующее влияние.

Корректирующие меры государства

Правительство заверяет, что контролирует состояние внутреннего рынка жидкого топлива, с проводится завершающая фаза налоговой комбинации в нефтяной отрасли и принимаются следующие меры:

  • Имеющийся высокий профицит производственных мощностей позволяет нарастить поставку топливных ресурсов внутри страны минимум на 3% к уровню 2022 года, что зафиксировано определенными договоренностями;
  • Мелкооптовые цены на топливо зафиксированы определенными пределами с учетом региональной принадлежности сбытового подразделения, ФНС, ФАС поручено отслеживать превышение свыше 4% от рекомендованных цен;
  • Соглашение о замораживании цен на бензин и дизельное топливо заканчивается 31 марта 2022 года;
  • С целью недопущения значительного роста цен и привлечения нефтяных компаний на внутренний рынок летом 2022 года правительство субсидировало ВИНК сумму в размере 400 миллиардов рублей, до конца года увеличили до 600 миллиардов;
  • Кроме ВИНК, есть еще и независимые АЗС, субсидирование их не затронуло, однако, в результате длительных переговоров, таким компаниям предоставили право поднятия цены сверх 4-5%, зафиксированных основным соглашением;
  • Снова снят запрет на торговлю пивом и вином на заправках, как определенная компенсация поставщику топлива недополученного дохода.

Принимаемые меры имеют компенсационно-стабилизирующий характер, рыночная ситуация не претерпит серьезного влияния под их воздействием. Сначала принимается решение увеличить налоговые выплаты в бюджет нефтяным компаниям, далее эти же компании получают компенсации из бюджета, чтобы снизить цены на внутреннем рынке.

Удерживание стоимости топлива при настоящей, ориентированной на экспорт сырья модели экономики вызвано исключительно страхом социальных волнений и недовольства, рост цен выгоден как государству, так и компаниям нефтяной отрасли — это реалии рынка.

Пример субсидий в отношениях с нефтяниками — Венесуэла, имеющая самую низкую мировую цену бензина для внутренних потребителей в размере 0,01 доллара США. Серьезный экономический кризис, неконтролируемый рост преступности и социального недовольства и возможно, одной из причин сегодняшних событий по смене власти явилась именно непродуманная политика в части распоряжения государством богатейшими природными ресурсами страны.

Расходы на розницу

Фото 3
Расходы на розницу

Это, как вы наверное догадались – сеть заправочных станций по стране. Что стоит тоже не дешево! Ведь нужно найти место (а в больших городах это сложно), построить саму станцию, подвести дороги, нанять персонал (платить зарплаты и социальные выплаты), да и конце концов содержать станции. Все это также сложно и вроде бы должно стоить дорого!

Однако это всего лишь – 11% от конечной себестоимости бензина.

Теперь самое интересное — а именно налоги!

Откуда что берётся

«Горячую линию» ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» периодически атакуют одним и тем же вопросом: цены на нефть упали, а на бензин растут - как понимать? Вот в Америке с падением цен на нефть бензиновые цены падают. Неужели нефтяные компании США ведут более честную политику по отношению к потребителям?

Давайте разберёмся.

Нефть может стоить дороже или дешевле, но само по себе это обстоятельство ещё мало что решает. «В цене одного литра топлива - 7 - 10% стоимости нефти», - констатирует известный эксперт Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза. И только. Как складывается структура себестоимости нефтепродуктов в целом? В нашей стране она выглядит следующим образом.

Примерно 55 - 60% стоимости литра бензина - это прямые и косвенные налоги: НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акциз на продукты нефтепереработки и другие. Более 35 процентов составляют расходы на производство топлива и логистику. На прибыль АЗС остаётся лишь 5 - 9%. Положа руку на сердце, кто скажет, что это много?

Налоговая нагрузка на нефтяные компании растёт, и это обстоятельство не может не сказаться на ценниках заправочных станций. Вспомним, что совсем недавно, с 1 апреля нынешнего года, поправками в Налоговый кодекс РФ акцизы на автомобильный бензин были повышены примерно на 2 рубля на литр. (Акциз же, напомним, - это косвенный налог, всегда оплачиваемый потребителем.) Вот и получается, что у нас стоимость «чёрного золота» сказывается на цене конечного продукта лишь в небольшой степени. Факты - вещь упрямая.

Акциз на бензин и пошлины на нефть

После резкого скачка цен на бензин в мае 2018 правительство организовало встречу с нефтяниками, на которой было принято решение о снижении акциза на бензин (с 13,1 тыс/тонну до 10,1 тыс/тонну). Кроме того, власти пообещали отказаться от повышения акциза на 679 рублей, которое было запланировано на 2 июля. Взамен нефтяники согласились остановить рост цен на бензин.

Проблемы начались из-за независимых заправок, которые правительству ничего не обещали, поэтому продолжали повышать цены на топливо. Само собой, что корпоративные сети, вынужденные удерживать цены на бензин из-за договоренностей с властью, остались недовольны, и сделали ход конем, повысив отпускные цены на свою продукцию.

Дело в том, нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие крупным российским корпорациям, снабжают бензином не только свои сети заправок, но и независимые АЗС. В результате, последние столкнулись с резким ростом цен на закупаемый бензин (в среднем, на 10%), но повысить стоимость топлива для своих клиентов не могли, потому что последние переметнулись бы к конкурентам.

В правительстве к подобному развитию событий оказались готовы, и пригрозили нефтяникам введением «запретительных» пошлин на бензин. Сейчас пошлина на продаваемый за границу бензин составляет 30%. В правительстве пригрозили, что в случае дальнейшей дестабилизации цен на российском рынке, эта пошлина вырастет до 90%.

Нефтяники, жившие под такой пошлиной с 2011 по 2022 год, решили не задираться, и пошли на компромисс. В конце октября правительство и нефтяные компании договорились вернуть отпускные цены на бензин до уровней мая 2022 года, а также повысить его поставки независимым АЗС. Взамен власти пообещали не повышать пошлины на сырую нефть. Соглашение будет действовать до 31 марта 2022 года.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://visasam.ru/russia/goroda/ceny-na-benzin-v-rossii.html
  • https://maxpark.com/community/129/content/6277390
  • https://www.tsbank.ru/ekonomika/rost-cen-na-benzin-v-etom-godu.html
  • http://avto-blogger.ru/toplivo/sebestoimost-benzina-razberem-na-primere-1-litra-v-rossii-i-ssha.html
  • https://www.kramola.info/vesti/metody-genocida/kakova-realnaya-sebestoimost-1-litra-benzina
  • https://vlg.aif.ru/money/finance/cennik_na_benzin_iz_chego_skladyvaetsya_stoimost_motornogo_topliva
  • https://offshoreview.eu/2018/11/17/iz-chego-sostoit-tsena-na-benzin-v-rossii-nds-aktsiz-i-zhadnost/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий